Управление авто в гололед

Содержание:

  1. Подготовка авто. Выбор шин
  2. Основные правила движения
  3. Опасные действия водителя
  4. Выход из заноса. Вхождение в поворот
  5. Торможение и начало движения
  6. Выезжаем из сугроба
  7. Видео — вождение авто в гололед

Одним из самых опасных дорожных условий в зимний период – гололед. Появление тонкой ледяной корки на поверхности дороги даже получило среди автолюбителей свое название – «день жестянщика», ведь именно при гололеде возникает самое большое количество ДТП, в основном мелких – несильные столкновения с другими авто, отбойниками и иными препятствиями. И виной этому – незнание правил управления автомобилем в гололед.

Как управлять машиной в гололед

Подготовка авто. Выбор шин

Приготовления автолюбителя к сложным зимним дорожным условиям следует начинать с подготовки самого авто. И основное условие здесь – установка на авто шин зимнего типа. Но нужно еще правильно выбрать резину. Для движения по дороге, покрытой снегом лучшее сцепление с дорогой обеспечивают шины к крупным глубоким протектором. А вот для гололеда больше подходит резина, протектор которой имеет мелкосеченый рисунок протектора (так называемая «Паутина» или «Липучка»). Улучшить сцепление на гололеде помогают шипы. Поэтому если в вашем регионе ледяная корка на дороге – явление частое, то предпочтение следует отдать именно «Липучке» с шипами.

Какие шины ставить зимой на авто

В остальном подготовка авто к зиме не отличается от регламентных работ – проверки уровня и состояния технических жидкостей, регулировки углов установки колес, замене тормозных колодок, заливке в систему омывания лобового стекла «незамерзайки» и т. д.

Обязательно оснастите авто средствами для решения проблемных ситуаций – лопатой, буксировочным тросом, цепями или браслетами противоскольжения.

Второй этап подготовки выполняется непосредственно перед выездом. Перед отправлением в путь нужно хорошо погреть двигатель. И делать это нужно для того, чтобы система обогрева хорошо прогрела салон, и обеспечила оттаивание стекол.

Пока машина прогревается, следует тщательно очистить ее от снега и инея. Причем счищать их следует не только со стекол, а также капота и крыши. При торможении снег с крыши может съехать на лобовое стекло и сильно граничить обзор. То же происходит и со снежной шапкой на капоте, но она перекрывает обзорность при разгоне.

Очистить нужно также фары, ПТФ и заднюю световую сигнализацию. Благодаря хорошему освещению другие участники заблаговременно увидят ваш автомобиль и маневры, которые вы совершаете.

Основные правила движения

Основная проблема поездок в гололед – недостаточное сцепление колес с дорогой, из-за чего легко теряется управление автомобилем. Поэтому при таких дорожных условиях следует соблюдать ряд основных правил:

  • Использовать только спокойный режим движения (без резких воздействий на педали газа и тормоза, исключить частые маневрирования и перестроения);
  • Соблюдать скоростной режим (лучше ехать медленнее, но с полным контролем поведения авто);
  • Придерживаться дистанции между автомобилями;
  • Постоянно следить за дорожной ситуацией;
  • Обеспечить хорошую заметность авто (включить фары, габаритные огни);
  • Соблюдать ПДД;

Все эти правила позволят снизить вероятность потери управления авто и избежать ДТП.

Опасные действия водителя

Гололед опасен тем, что машина из-за недостаточно сцепления с дорогой очень легко уходит в занос, выйти из которого можно только выполняя определенные действия. Неправильное поведение водителя в такой ситуации усугубляет положение и приводит к полной потере контроля над машиной.

В целом, во время движения по гололеду не допускается:

  • Агрессивные воздействия на рулевое управление;
  • Резкие нажатия на педали газа и тормоза;
  • Движение «накатом» (двигаться на «нейтрали»);

Во время движения по гололеду поворачивать рулевое колесо нужно плавно. Также следует учитывать, что из-за скользкой поверхности дороги авто реагирует на повороты колес с запозданием. Этот фактор зачастую и становиться причиной заносов. Водитель пытаясь повернуть, вращает руль на предполагаемый угол, но авто продолжает прямолинейное движение. Естественная реакция автолюбителя – довернуть руль, а из-за избыточного угла поворота, задние колеса начинают терять сцепления и задок начинает уходить вбок. Правильным же действием водителя является поворот колеса на нужный угол и выжидание времени, когда машина начнет входить в поворот.

Резкие нажатия на акселератор и тормоз всегда приводят к потере сцепления колес с дорогой. В случае с педалью газа из-за излишней тяги колеса начинают «шлифовать» поверхность, при торможении же из-за полной блокировки колес, шины начинают просто скользить по поверхности.

Отметим, что при движении по гололеду следует уменьшить воздействия на тормозную педаль насколько это возможно. И если все же возникла потребность нажать на нее – делать это необходимо прерывисто (нажали-отпустили-нажали) и при этом плавно, чтобы исключить полную блокировку колес. Если на авто есть АБС, то можно жать на тормоз просто плавно, а прерывистый режим торможения обеспечит сама система.

А вот что касается педали газа, то она является одним из основных инструментов сохранения управляемости автомобиля. Правильное управление тягой авто дает возможность выйти из заноса и контролировать поведение авто. Именно из этого условия выходит следующее – нельзя по гололеду двигаться «накатом», поскольку сохранение тяги на колесах позволяет сохранить управляемость.

В целом, все воздействия водителя на органы управления машины должны быть плавными и не чрезмерными.

Выход из заноса. Вхождение в поворот

Занос – одна из самых опасных дорожных ситуаций, поэтому каждый водитель должен хорошо усвоить действия, которые помогут выйти из него. Основное условие выхода из заноса – поворот управляемых колес в сторону этого заноса. То есть, если зад автомобиля начал уходить вправо, то и руль следует поворачивать в эту же сторону. Но здесь важно не переусердствовать – управляемые колеса должны стать так, чтобы обеспечить прямолинейное движение. А вот дальнейшие действия водителя зависят от типа привода машины.

Выводим автомобиль из заноса

Поскольку на переднеприводных моделях передняя ось является как управляемой, так и ведущей, то для выхода из заноса нужно добавить тяги на колесах (плавно нажать на педаль газа). За счет этого передок машины начнет «вытягивать» задок из заноса.

В заднеприводных же авто наоборот – необходимо сбросить газ. Из-за уменьшения тяги на ведущих колесах задок начнет притормаживать и довернет передок, выровняв автомобиль.

Часто причиной ухода в занос является неправильное вхождение в поворот. При повороте на машину воздействуют центробежные силы, которые при недостаточном сцеплении с дорогой приводят к сносу автомобиля.

Как при гололеде правильно войти в поворот

Существуют определенные правила вхождения в повороты:

  • Скорость движения необходимо снизить, причем сделать это следует до начала поворачивания руля (достаточно перед поворотом сбросить газ, из-за чего вес авто сместиться на передок, догрузив управляемые колеса и обеспечив им лучшее сцепление);
  • Поворот руля должен осуществляться на небольшой угол (при этом следует дождаться, чтобы автомобиль начал входить в поворот);
  • После того, как машина начала поворот, нужно немного добавить тяги на ведущие колеса (плавно нажав на педаль газа).

При соблюдении этих правил можно проехать поворот без проблем. В случае же заноса следует принимать меры в зависимости от типа привода автомобиля.

Торможение и начало движения

Тормозить на гололеде тоже необходимо правильно. Как уже отмечено, воздействия на тормозную педаль нужно уменьшить до минимума. Поэтому лучшим способом является торможение двигателем и трансмиссией (подходит только для авто с МКПП). Суть такого торможения сводится к постепенному снижению скорости путем перехода на низкие передачи. Но этот метод торможения использовать нужно заблаговременно. Делается он так: водитель сбрасывает полностью газ, включает на КПП «нейтраль», перегазовывает (увеличивает обороты мотора) и включает пониженную передачу. Такой алгоритм действий выполняется до перехода на 1-ю передачу, после чего можно использовать тормоз (прерывистыми нажатиями) для полной остановки авто.

Что касается моделей с АКПП, то водителям таких машин остается только сбросить газ и ждать, пока трансмиссия сама не перейдет на пониженные передачи при этом можно плавно подтормаживать.

Основное условие торможения на гололеде – во время нажатия на педаль тормоза нельзя пытаться менять направления движение рулем, иначе авто уйдет в занос.

Набор скорости на гололеде должен осуществляться максимально плавно. При начале движения важно подать на ведущие колеса столько тяги, чтобы не возникло пробуксовки. Поэтому нажим на газ должен быть минимальным, при этом не стоит переживать, что двигатель заглохнет, поскольку из-за недостатка сцепления нагрузка при старте на мотор будет значительно ниже, чем при начале движения по сухой твердой поверхности.

Как нужно тормозить при гололеде

После начала движения разгон также осуществляется плавно. Если на авто установлена МКПП, то разрывы потока мощности от мотора на трансмиссию должны быть максимально кратковременным.

Выезжаем из сугроба

Нередко зимой возникает проблема сильного засыпания авто снегом на стоянке. С сугроба тоже нужно уметь правильно выехать, ведь любые резкие действия часто приводят к сносу авто.

Чтобы выехать из сугроба нужно сначала прочистить колею для него (вот здесь и пригодиться лопата).

Выбираемся из сугроба

Чтобы снизить вероятность сноса авто, стартовать с места нужно с выровненными колесами. Сначала следует попытаться выехать из сугроба на малом газу, но если авто буксует на месте – тяги можно добавить.

Если «игры» газом не помогли и авто стоит на месте – можно попытаться выехать «в раскачку» (переменно включая заднюю и 1-ю передачи). За счет инерции и постепенно увеличивающегося пути прохождения колес, автомобиль выталкивает из сугроба.

Пытаясь выехать из сугроба на парковке, следует кого-то попросить контролировать движение авто и своевременно предупреждать о нештатных ситуациях (сносе авто, появления других участников на авто и т. д.).

Напоследок рекомендуем после выпадения первого снега или появления гололеда, отправиться на площадку, удаленную от дорожного движения, и потренироваться в управлении авто – проверить работоспособность систем безопасности (ABS, ESP и других) и оценить поведение авто с ними, потренироваться в преодолении заносов, входах в повороты, старте движения и торможения.

Видео — вождение авто в гололед

Похожее ...
Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно 1 — Всего проголосовало. Средний бал: 5,00 из 5.
Загрузка...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

     

Adblock detector