Устройство КПП ВАЗ-2101

Содержание:

  1. Схема коробки передач Ваз-2101 в разрезе
  2. Конструктивные особенности
  3. Немного о принципе работы
  4. Видео – устройство и ремонт КПП Ваз

Трансмиссия автомобиля ВАЗ-2101 состоит из механической коробки передач, которая посредством карданного вала осуществляет передачу крутящего момента на задний мост. Сама КПП – механическая, 4-ступенчатая (4 передачи вперед и 1 – назад), трехходовая, с ручным управлением (переключение передач выполняется водителем при помощи рычага, расположенного в салоне авто). На момент выпуска Ваз-2101 этот тип КПП являлся одним из самых приоритетных, поскольку обеспечивал наименьшие потери.

Чтобы обеспечить движение автомобиля с разными скоростями, каждая из передач имела свои передаточные числа, уменьшающееся по мере повышения ступени на КПП. Так, первая передача обладает передаточным числом 3,753, вторая – 2,303, третья – 1,493, четвертая – 1,0. Задняя же передача обладает самым высоким передаточным числом – 3,867. Меняющиеся передаточные числа КПП ВАЗ-2101 позволяло авто двигаться с разной скоростью, на 1-й передач обеспечивается высокое тяговое усилие, на 4-й же – максимально возможная скорость.

Для уменьшения шумности работы, все шестеренки, задействованные в движении вперед, имеют косое расположение зубьев, у шестеренок задней же ступени – прямые зубья.

Для легкости управления коробкой и смены ступеней с минимальными ударными воздействиями, передачи переднего хода оснащены синхронизаторами.

Схема коробки передач Ваз-2101 в разрезе представлена ниже (ПВ – первичный вал, ВВ – вторичный, ПрВ – промежуточный, ЗХ – задний ход):

Схема коробки передач

1 – поддон КПП;
2 – заглушка отверстия контроля количества смазочного материала КПП;
3 – шестеренка 2-й ступени ПрВ;
4 – шестеренка 3-й ступени ПрВ;
5 – ПрВ с набором шестеренок;
6 — подшипник ПрВ (перед);
7 – упорный болт;
8 – шайба;
9 – шестеренка ПрВ (с постоянным сцеплением);
10 – шайба синхронизатора 4-й ступени ПВ;
11 – первичный вал;
12 – крышка передка картера;
13 – сальник;
14 – подшипник ПВ (зад);
15 – картер механизма сцепления;
16 – корпус
17 – сапун системы вентиляции картера;
18 – шестеренка ПВ (с постоянным сцеплением);
19 – подшипник ВВ (перед);
20 – венец синхронизатора 4-й ступени;
21 – муфта синхронизатора 3-й и 4-й ступеней;
22 – кольцо синхронизатора 3-й ступени;
23 – пружина синхронизатора 3-й ступени;
24 – шестеренка 3-й ступени ВВ;
25 – шестеренка 2-й ступени ВВ;
26 – ступица муфты синхронизатора 1-й и 2-й ступеней;
27 – вторичный вал;
28 – шестеренка 1-й ступени ВВ;
29 – втулка;
30 – подшипник ВВ (промежут.);
31 – шестеренка ЗХ ВВ;
32 – стержень рычага;
33 – подушка;
34 – втулка;
35,36 – втулки (дистанционная, запорная);
37 — пыльник (внешний);
38 – пыльник (внутр.);
39 – шайба опоры рычага (сферическая);
40 – рычаг КПП;
41 – сальник ВВ (зад);
42 — фланец муфты кардана;
43 – гайка ВВ;
44 – уплотнитель;
45 – кольцо;
46 – подшипник ВВ (зад);
47 – шестеренка одометра;
48 – привод одометра;
49 – крышка корпуса КПП (зад);
50 – вилка ЗХ;
51 – шестеренка ЗХ (промежут.);
52 – шестеренка ЗХ ПрВ;
53 – ось промежуточной шестеренки ЗХ;
54 – шестеренка 1-й ступени ПрВ;
55 – магнит;
56 – пробка1 – поддон КПП ;

 



Конструктивные особенности

Схема КПП ВАЗ-2101 показывает, что весь узел состоит из трех валов, которые помещены в корпус КПП. Несмотря на большое количество составных частей, КПП является сравнительно компактной. Отметим, что схема эта не полная, поскольку на ней не видно ползунов, фиксаторов и вилок переключения. Они располагаются в картере с другой стороны КПП.

Первичный вал принимает крутящий момент от коленчатого вала. Чтобы обеспечить возможность разъединения КПП с силовой установкой, это соединение осуществляется не напрямую, а через механизм сцепления. Для обеспечения соединения с ведомым диском механизма сцепления на перв. валу сделаны шлицы.

Закреплен первичный вал на 2-х подшипниках. Причем один из них (передний) расположен в коленвалу, и вал КПП вставляется в него своим концевиком. Другой размещен в передней части картера.

На втором конце перв. вала имеется шестеренка, и сам вал сделан с ней заодно. Шестеренка эта имеет постоянное сцепление с шестеренкой пром. вала. Для исключения вытекания масла, задний подшипник этого вала прикрыт сальником.

Передний конец втор. вала входит в первичный. Для исключения осевого смещения и соблюдения центровки их относительно друг друга, вторичный вал посажен на 3 подшипника. Передний – игольчатого типа, установлен в отверстии торца перв. вала, куда входит концевик втор. вала.

Второй подшипник – промежуточный, является шариковым и установлен он за шестеренкой 1-й ступени. Третий – тоже шариковый, располагается на задней части втор. вала в крышке картера.

Ниже этих валов располагается еще один – промежуточный. С ним на одном уровне находится механизм, обеспечивающий движение автомобиля назад.

Немного о принципе работы

Шестеренка первичного вала, а также четыре шестеренки пром. вала выполнены заодно с валами. И только на вторичном валу шестеренки могут перемещаться по валу. Этим и обеспечивается возможность ввода в зацепление необходимых шестеренок.

На «нейтрали» крутящий момент передается от перв. вала к промежуточному посредством шестеренок, имеющих постоянное зацепление. Но на втор. вал это вращение не переходит, поскольку в таком положении зацепления между шестеренками пром. и втор. валов нет.

Водитель, включая первую передачу, посредством вилки включения, установленной на ползуне, перемещает через синхронизатор шестеренку 1-й ступени втор. вала и вводит в зацепление ее с шестеренкой на пром. валу.

Примерно так же и осуществляется включение все остальных ступеней. Чтобы предотвратить включение двух ступеней одновременно, водитель перед включением необходимой скорости сначала выводит из зацепления шестерни включенной ступени, то есть, сначала переводит рычаг в «нейтраль», а затем уже соединяет необходимые шестеренки.

Чтобы введенные в зацепление шестерни втор. вала не вернулись в исходное положение из-за осевого усилия, используются фиксаторы – специальные подпружиненные шарики, которые попав в выемки на ползуне, не дают ему сместиться обратно.

Для того, чтобы обеспечить вращение втор. вала в обратную сторону (движение задним ходом) в конструкцию КПП входит дополнительная промежуточная ось с шестеренкой, которая вводится в соединение с шестеренками промежуточного и вторичного валов при помощи отдельной вилки.

В целом вся работа КПП ВАЗ-2101 построена на взаимодействии разных по диаметру шестеренок, собранных в одном корпусе и установленных на валах, что и позволяет менять передаточное число в нужную сторону.

 

Статья в темуСнятие КПП

Видео — устройство и ремонт КПП ВАЗ

Похожее ...

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно (Ваша оценка будет первой)
Загрузка...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.