Как выбрать аккумулятор
Как выбрать аккумулятор
Автомобильный аккумулятор – это то устройство, которое подвержено целому ряду «заболеваний». Подобрать замену бывает трудно, поскольку владельцу автомобиля нужно знать характеристики старой детали, сориентироваться на условия эксплуатации транспорта и получить максимум информации о производителях. Мы попытаемся рассмотреть самые частые неполадки, а также разберемся с основными правилами, которых нужно придерживаться в случае замены.
Что важно знать об АКБ
Все автолюбители знают, что у аккумулятора есть определенный ресурс. Как только ресурс вырабатывается, или, как еще говорят, аккумулятор изнашивается, двигатель может заводиться не сразу, а то и не завестись вовсе. В среднем, устройство стабильно работает 4 года, хотя бывают и случаи, когда эта часть электросистемы авто работает 10 лет.
Давайте попробуем, что говорится, сорвать покровы. Бытует мнение о классифицировании аккумулятор по размерам. Такой классификации пока не существует, так как габариты АКБ стандартизированы. Правильная классификация, которой активно пользуются специалисты, выглядит так:
- Емкость. Выражается величина в ампер-часах по-нашему, а на английском это сокращенно Ah. Суть такова: аккумулятор в течение некоторого времени дает определенный ток. Если емкость составляет 50 ампер-часов, то это говорит нам о том, что в течение 50 часов он стабильно дает ток силой 1 ампер, или же 2 ампера в течение 25 часов и так далее;
- Пусковая мощность. Характеристика более чем важная. Это максимальное значение выходной мощности, до которой «дотягивает» устройство при температуре -18°C в течение полуминуты;
- Резервная емкость. Величина, к которой относятся с особым почтением инженеры в Америке. Она характеризует способность аккумулятора взять на себя роль генератора, т.е. как долго он сможет выдать ток величиной 25 ампер.
Покупая аккумулятор, вы не столкнетесь с большим количеством технических терминов. Однако, с вышеперечисленным вам придется иметь дело.
Заглянем внутрь
Конструкция автомобильного АКБ не меняется уже долгие годы. Конечно, за это время по миру разошлись литий-ионные и литий-полимерные батареи. Однако они не показывают себя также хорошо в экстремальных климатических условиях и при сильных нагрузках, как старые-добрые свинцовые аккумуляторы. Постепенно Li-ion батареи избавляются от этих недостатков, но в автопромышленности большого распространения все равно не получат даже через 2-3 года. Обычно все аккумулятор ставят на небольшом отдалении от двигателя.
Стандартный аккумулятор представляет собой шестерку 2-вольтовых элементов, которые часто именуют банками. На выходе мы получаем 12 Вольт. Обычный состав электролита внутри банок: дистиллированная вода + серная кислота. Распространение получает технология AGM, согласно которой электролит абсорбируется в стекловолокне. Вы можете встретить так называемые гелевые аккумуляторы по технологии GEL. За счет химических реакций внутри элементов вырабатывается электрический ток, которого вполне хватает и для питания эл. устройств, и на компенсацию излишних нагрузок на генератор, и, конечно же, на запуск двигателя. К слову, последнее особенно интересно. В отдельной статье, посвященной автомобильным катушкам зажигания, мы рассказывали о том, как же из 12 Вольт получается всего-то несколько десятков тысяч.
Основные недостатки устройства
Все аккумуляторы не переносят экстремально высоких температур. Как раз таких температур достигает воздух в моторном отсеке, где АКБ и находится. В автомобилях некоторых марок, как-то BMW, Jaguar, Rolls-Royce и Audi, устройство изъяли из моторного отсека. Пришлось тянуть провода к другому месту, но проводка не идеальна и забирает часть энергии. В новых моделях Peugeot доработали проводку и укрыли аккумулятор двойным корпусом и снабдили системой дополнительного воздушного охлаждения. В большинстве же автомобилей устройство по-прежнему занимает свое место в подкапотном пространстве и страдает от перегревов.
Сильно бьет по аккумулятору эксплуатирование при полной остановке транспорта. Фары, вентиляторы, стеклоочистители и обогреватели требуют энергии для работы. Генератор не может скомпенсировать этот расход полностью, так что в дело вступает АКБ. За 45 минут работы в таком режиме батареи истощаются и уже не могут гарантировать запуск выключенного мотора. Нужно продолжать езду в течение 30 минут, после чего останавливаться без опаски.
Какие могут быть неисправности
Поломки возникают вследствие неполной зарядки, скачков температуры, вибрации, просто от действия времени. Вот что указывает на износ устройства:
- Деградация активного вещества, что приводит к увеличению саморазряда;
- Многократное увеличение мощности холодного пуска, что ярко проявляется при попытках запустить двигатель на морозе;
- Уменьшение емкости аккумулятора, вследствие чего электроприборы перестают работать, когда двигатель не активен;
- Уменьшение способности принимать заряд;
- Появление вздутий на корпусе, протечка электролита. Это своего рода сигнал, свидетельствующий о необходимости срочно обратиться на СТО и заменить устройство.
Впрочем, есть одно решение части этих проблем: полностью зарядите аккумулятор и посмотрите, как он будет себя вести. Если эта нехитрая манипуляция ничего не помогла исправить, нужно купить новую батарею.
Как выбирают аккумулятор
В первую очередь стоит изучить инструкцию, предоставляемую производителем автомобиля. Вся нужная для покупки информация там уже изложена. Исключением могут стать тюнингованные автомобили, электросистема которых была доработана. Придерживайтесь следующих пунктов:
- Определите емкость аккумулятора и пусковой ток. Они ни в коем случае не должны быть меньше тех, что были указаны заводом-изготовителем. В тандеме с аккумулятором будут работать другие части системы, в частности, генератор. Последний рассчитан на максимальные величины перечисленных параметров. Емкость напрямую зависит от объема двигателя. Для большинства легковых автомобилей емкость аккумулятора находится между 55-70 Ач (Ампер-часами), а превышать эту емкость можно максимум на 10 Ач;
- Узнайте вес, габариты. Автомобильные аккумуляторы являются свинцово-кислотными, вследствие чего они довольно увесистые. Уменьшение габаритов возможно, но недобросовестный производитель может надурить покупателя, попросту сэкономив на компонентах батареи. Слишком легкое изделие точно не будет прочным и долговечным. Касательно габаритов, все просто: проверьте длину, высоту с учетом клемм и ширину. Аккумулятор должен свободно встать в отведенное под него пространство;
- Посмотрите, с какой стороны находится плюсовая клемма. Если на старом аккумуляторе она была слева, то на новом ее расположение должно быть таким же;
- Обратите внимание на тип крепления. Он может быть верхним или днищевым;
- Посмотрите, какие есть дополнительные элементы конструкции. Это могут быть рукоятки для переноски, встроенный индикатор заряда и закрывающая клемма. Эти элементы окажутся очень полезными;
- Узнайте срок производства. Об этом мы поговорим чуть позже.
Существует еще одно деление аккумуляторов на следующие два вида:
- «Малообслуживаемые», в которых пробки, предназначенные для долива электролита, не были запаяны на заводе. Такие батареи требуют ухода, их нужно полностью разряжать раз в год. Забыть об обслуживании очень легко;
- «Обсуживаемые» свинцово-сурьмянистые, которые являются старейшим типом аккумуляторных батарей. Они предусматривают долив электролита, воды и даже смену блока в случае короткого замыкания. Изначально имеют малый срок службы. Уже спустя 2 года теряют до 50% емкости;
- «Необлуживаемые» свинцово-кальциевые. Такие АКБ готовы к эксплуатации. Как раз тот случай, когда деталь ставишь и забываешь о ней до возникновения неполадок. Их нужно только заряжать вовремя.
Правильно подобрать аккумулятор нетрудно на первый взгляд – просто найди на 100% совпадающий с тем, который поставили на заводе-изготовителе. На практике все несколько сложнее.
Если вам нужно купить аккумулятор, лучше обратиться к специалисту по продажам автозапчастей и сообщить ему марку авто. Официальных продавцов снабжают всей необходимой информацией о совместимости аккумуляторных батарей, так что они вас не подведут и предоставят полностью идентичную батарею. Также можно изучить ассортимент конкретного бренда и, сопоставив характеристики, выбрать нужное устройство. Помните: любая электрическая система автомобиля тонко настроена и работает при определенных параметрах, отступать от которых нельзя.
Отметим также, что подбирать АКБ нужно зная те условия, в которых автомобиль будет ездить. К примеру, для езды по бездорожью авто комплектуют доработанными аккумуляторами, в которых однополярные пластины заворачиваются в особый сепаратор-конвертор. Эти нюансы должен выяснить работник магазина.
Перед покупкой наиболее подходящей модели АКБ в обязательном порядке делается проверка. В серьезном магазине всегда есть нагрузочная вилка. В случае нужды проверку провести самостоятельно при помощи специальных устройств, но если в магазине нет нагрузочной вилки, вам стоит насторожиться. Проверять аккумулятор лампочкой некорректно. Нужно измерять напряжение холостого хода. У исправного устройства оно никогда не превышает 12,5 В. После 10-секундной работы под нагрузкой упадет до отметки 11 В, но не ниже.
Дата производства аккумулятора
Информация по дате производства подается ни по единому стандарту, так как он попросту отсутствует. Некоторые производители и вовсе не будут доносить покупателям информацию о времени производства. По словам их экспертов, перед покупкой достаточно знать только напряжение разомкнутой цепи устройства.
Отечественные аккумуляторы маркируются следующим образом: 6-значный код, первые 2 цифры которого указывают на месяц, а еще 2 последующие указывают на год производства.
Несколько сложнее маркировка аккумуляторов Topla и TAB. На корпусе вы увидите 14-значный код. Третий и четвертый символы указывают на год, а пятый и шестой – на неделю года. В качестве примера: F1151500941864 – аккумулятор, выпущенный в 15-ю неделю 2015 года
Производитель Bosch снабжает покупателей и продавцов таблицами, включающими в себя 3-значные номера, которые присваиваются аккумуляторам. Найти такие таблицы можно в сети. С 2014 года расшифровка претерпела изменения.
В целом ничего сложно с определением времени производства батареи нет. Сегодня вы с легкостью можете найти в сети руководства по определению дату производства аккумулятора любой фирмы. Впрочем, подобрать новый АКБ вам поможет продавец в магазине. Главное правило: покупайте самый «свежий» аккумулятор.
Как поступить со старым аккумулятором?
Внутри батарей находится свинец, соли, серная кислота и прочие химические элементы, которые нужно правильно утилизировать. Выброшенная в лесу батарейка серьезно вредит экосистеме, уж поверьте. Крупный автомобильный аккумулятор может стать причиной небольшой экологической катастрофы. Лучше его сдать на специальные пункты приема.
Иногда устанавливаемые литий-ионные аккумуляторы (чаще в роли вспомогательных) также утилизируются особым образом. Их нельзя выбрасывать на свалку – только отдать в руки специалистов.
Путеводитель по брендам
Подобрать хороший оригинал в считаные минуты можно по VIN-коду автомобиля. Зная его, менеджер магазина может найти практически любую деталь авто. Он подберет вам подходящий аккумулятор и ближайшие аналоги. Если вы захотите сэкономить, имеет смысл покупать немецкие аналоги.
Как ни странно, можно выделить однозначного лидера, а именно компанию Bosh. Аккумуляторы этой фирмы представлены в огромном ассортименте, причем каждое изделие качественно и долговечно. Цена кусается, однако, вы получаете все, что требуется от хорошей батареи, заплатив один раз.
Как распознать подделку
Вопреки распространенному мнению, некачественную продукцию везут к нам не только из Китая. Здесь также преуспевает Турция и Польша. При этом во всех трех странах базируются крупные фирмы, выпускающие АКБ наивысшего качества. Так что при покупке ориентируйтесь не на страну производства, а на репутацию бренда.
Отличить хороший аккумулятор от заведомо плохого будет несложно:
- Попытка скопировать оригинальный дизайн, название, торговые символы. Причем все это будет сделано с ошибками: дизайн не будет идентичен, название не будет верным (вместо Bosch будет Boshc), внешне торговый знак будет только напоминать свой исходник. Если вы автолюбитель со стажем, отличить настоящий немецкий аккумулятор от подделки вы сможете сразу. В ином случае лучше держать под рукой смартфон с доступом к сети;
- Исполнение корпуса. Обратите внимание на то, имеются ли на корпусе зазоры, задиры по краям пластмассы, соблюдена ли геометрия. Фирменная деталь всегда выполнена на высшем уровне. Оригинал приятно просто подержать в руках;
- Соблюдение полярности. Только указатели на поддельных аккумуляторах не соответствуют действительному расположению клемм. На этикетке аккумулятора должны быть правильные указатели;
- Цена и место покупки. Не советуем покупать аккумуляторы у сомнительных дельцов. Этот компонент авто нужно уметь хранить и транспортировать, о чем продавцы на рынках задумываются не всегда. Поводом для беспокойства будет цена, серьезно отличающаяся от средней по рынку. Слишком дешевый АКБ с вероятностью 99% является подделкой.
Отметим лишь, что выше перечислены основные рекомендации. Есть много нюансов, о которых хорошо бы знать. Полный список различий между фирменным изделием и подделкой вам сможет изложить далеко не каждый работник магазина или станции обслуживания.
Вывод
С необходимостью покупки нового аккумулятора хотя бы раз сталкивались почти все автолюбители. Сам процесс подбора устройства сложностью не отличается. Нужно знать параметры установленного аккумулятора (или почерпнуть информацию в «букваре» от автоконцерна) и подобрать замену с такими же параметрами. По этой причине больше внимания уделяют не столько характеристикам, сколько производителю и конкретному продукту. Во-первых, советуем вам брать аккумуляторы от немецких производителей, так как служить они будут дольше любых других аналогов. Во-вторых, внимательно изучайте товар перед покупкой – всегда есть риск, что вам хотят всучить подделку.