Схема предохранителей Lada X-Ray
Кроссовер Lada X-Ray – современная модель, оснащающаяся достаточно объемным комплектом всевозможного электрического и электронного оборудования, которое повышает безопасность при движении, и обеспечивает комфортабельность. Поэтому на этом авто применяется сложная электрическая схема бортовой сети. А чем электросхема сложнее, тем больше она требует защиты от замыкания и перегорания. И за это отвечают используемые в Lada X-Ray предохранители.
Особенности конструкции
Как обычно на авто эти защитные элементы сгруппированы в одном располагаются в монтажном блоке. Это обеспечивает удобство замены, поскольку не требуется каждый раз искать место установки предохранителя, отвечающего за работу того или иного оборудования. Помимо самих предохранителей в блоке размещаются также и реле.
Но у Lada X-Ray таких монтажных блоков два. Обусловлено это тем, что электрического и электронного оборудования у кроссовера достаточно много. И если установить все элементы в один блок предохранителей, то он получится габаритным по размерам, и место для его установки найти сложно.
Разделение же всех предохранителей на две группы и размещение в двух блоках позволило без проблем найти для них место. Также это позволило разгруппировать предохранители по назначению.
Один из предохранительных блоков установили в подкапотном пространстве и все установленные в нем элементы отвечают за работу электрического оборудования двигателя, вспомогательных систем, некоторых элементов освещения и обогрева.
Второй монтажный блок разместили в салоне, внизу передней панели со стороны водителя. Предохранители и реле, установленные в нем, обеспечивают работу осветительного оборудования, систем, обеспечивающих комфортабельность и т. д.
Стоит отметить, что предохранители в бортовой сети используются по-разному. Одни отвечают только за функционирование какого-то конкретного электрического оборудования, но есть и такие, через которые идет питание сразу на несколько потребителей.
На количество предохранителей и рабочие параметры некоторых из них влияет силовая установка, а также наличие дополнительного оборудования. То есть, для этого кроссовера предлагается несколько моторов, каждый из которых имеет свои особенности. Для одного агрегата может потребоваться наличие дополнительного плавкового элемента, а для другого двигателя – нет.
Предохранительный блок в моторном отсеке
Начнем с монтажного блока, отвечающего за работу силовой установки, то есть из установленного в моторном отсеке. Корпус блока предохранителей изготовлен из черного пластика и найти такую коробку в подкапотном пространстве с правой стороны не сложно. Для доступа к плавким элементам и реле достаточно снять верхнюю крышку, отщелкнув фиксаторы.
Для удобства поиска требуемого предохранителя или реле, изнутри крышки нанесена схема предохранителей с заводским обозначением каждого. Дополнительно на каждом элементы указаны его рабочие параметры, что позволяет легче подобрать деталь на замену.
Монтажный блок моторного отсека включает в себя 8 реле и одного резервного гнезда, а также 25 посадочных мест под предохранители, количество же плавких элементов зависит от двигателя и комплектации авто. Общая схема выглядит так:
В схеме все реле обозначаются буквой «К», а по числовому индексу можно определить, за работу какого оборудования то или иное реле отвечает:
- К1 – звуковой сигнал (тревожный);
- К2 – резервное гнездо;
- К3 – реле стартера;
- К4 – основное реле ЭСУД;
- К5 – муфта кондиционера или же вентилятор основного радиатора;
- К6 – топливный насос;
- К7 и К8 – обогрев лобового стекла;
- К9 – сигнал.
Стоит отметить, что обозначение определенных реле может меняться из-за установленного двигателя и комплектации. К примеру, в моделях с двигателями ВАЗ за вентилятор радиатора отвечает реле К7, а не К5. Поэтому перед заменой элементов, установленных в монтажном блоке, обязательно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
При замене реле следует обратить внимание на рабочий ток (20 или 40 А) и подбирать соответствующий.
Перейдем к предохранителям. Для их обозначения используется буква «F» с числовым индексом. Под них предусмотрено 25 гнезд, из которых 5 – резервные (F9, F11, F13, F21 и F22). Отметим, что F9 является резервом только для авто, у которого в комплектацию не входит обогрев заднего стекла.
Помимо предохранителей в некоторые гнезда устанавливаются диоды, которые обозначают в схеме буквой «D» с цифрой.
Числовое обозначение предохранителей указывает за приборы, которые он питает:
- F1 – ПТФ;
- F2 – центральный блок электроники;
- F3 – обогрев заднего стекла и боковых зеркал;
- F4 и F7 – контроллер с-мы курсовой устойчивости;
- F5 и F6 – потребители салона;
- F8 – обогрев лобового стекла или розетка багажника (если обогрев не предусмотрен комплектацией);
- F9 – резерв или обогрев лобового стекла;
- F10 – розетка багажника;
- F12 – цепь питания стартера;
- F14 – электронная с-ма управления силовой установкой;
- F15 – муфта кондиционера или вентилятор радиатора (в моделях без кондиционера);
- F16 – вентилятор радиатора;
- F17 – Контроллер АКПП;
- F18 – ЭУР;
- F19 – диод с-мы кондиционирования (в схеме обозначается как D1);
- F20 – диод с-мы охлаждения (D2);
- F23 – лямбда-зонды, датчик фаз, клапаны продувки абсорбера, фазера, управления трубы впуска (последние два – у двигателей ВАЗ-21129);
- F24 – катушки и форсунки всех цилиндров, блок радиаторного вентилятора, контроллер с-мы управления силовым агрегатом, модуль бензонасоса с датчиком количества бензина;
- F25 – бензонасос.
Как и с реле, перед поиском следует более подробно удостовериться в компоновке предохранителей, поскольку на разных версиях кроссовер один и тот же элемент может отвечать за разное оборудование.
В этом монтажном блоке используются предохранители на 7,5 А, 10 А, 15 А, 25 А, 30 А, 40 А, 50 А, 70 А, 80 А.
Реле и предохранители салонного монтажного блока
Перейдем к монтажному блоку, установленному в салоне. Получение доступа к ней очень простое, достаточно поддеть крышку и снять ее.
Для удобства извлечения предохранителей, с внутренней стороны крышки закреплен специальный пинцет.
Этот предохранитель включает в себя 5 гнезд под реле (одно – резервное) и 47 – для предохранителей. Схема его такая:
Обозначение реле этого монтажного блока все то же – «К» с числовым индексом и отвечают они за:
- К1 – вентилятор отопителя;
- К2 – обогрев зеркал и заднего стекла;
- К3 – блокировка задних стеклоподъемников (электро);
- К4 – резерв;
- К5 – розетка багажника;
Примечательно, что на положение реле в этом блоке комплектация и двигатель никак не влияют. Что касается рабочих параметров, то только К5 – на 20 А, а остальные – на 40 ампер.
Перейдем к предохранителям. Их в салонном монтажном блоке достаточно много, при этом назначение некоторых может меняться в зависимости от комплектации.
Чтобы было понятнее, какой предохранитель и за что отвечает в той или иной комплектации, воспользуемся дополнительным обозначением плавких элементов:
- без доп. индекса – назначение элемента одинаково для всех комплектаций;
- (1) – используются в авто, не оснащаемого датчиком дождя (оснащение «Оптима»);
- (2) – элементы, отвечающие за работу оборудования в комплектациях с датчиком («Топ» и «Люкс»);
Обозначаются все также литерой «F» и числовым индексом. Также часть гнезд являются резервными:
- F1 – стеклоподъемники передних дверей (электро);
- F2 и F4 (1) –свет левой головной оптики (дальний и ближний);
- F3 и F5 (1) – свет головной оптики (дальний и ближний);
- F6 (1) – габаритные огни обеих фар;
- F7 (1) – габаритные огни задка, подсветка элементов и проборов, установленных на передней панели (клавиши, прикуриватель, управление с-ми и т. д.);
- F8 – задние стеклоподъемники (электро), управление реле их блокирования;
- F9 (1) – задний ПТФ;
- F10 – резерв;
- F11 – центральный блок кузовного оборудования (редукторы дверных замков, пятой двери);
- F12 – антенна иммобилайзера, контроллер с-мы курсовой устойчивости, датчик угла поворота руля выключатель стоп-сигнала;
- F13 – салонный свет, плафоны багажного отсека и перчаточного бокса. Также от него может идти запитка контроллера САУКУ (2) и панели климат-системы (2);
- F14 (2) – датчик дождя;
- F15 – омыватель лобового стекла, центральный блок кузовного оборудования (очистка заднего стекла);
- F16 – обогрев сидений, аудиосистема, навигационная система;
- F17 (1) – ДХО;
- F18 – Лампы стоп-сигналов, включая дублирующий;
- F19 – контроллер с-мы управления силового агрегата, основной и доп. (2) блок управления кузовным оборудованием, приборная доска, реле стартера и бензонасоса, селектор АКПП;
- F20 – блок пассивной безопасностью (подушками);
- F21 – лампочки заднего хода, контроллер АКПП;
- F22 – электрический насос ГУР;
- F23 – блок с-мы парковки, корректоры фар и их переключатели, реле обогревателей стекол (лобового, заднего), боковых зеркал;
- F24 – основной блок кузовного оборудования (запитка предохранителей F12, F13, F36 с задержкой);
- F25 – терминал навигационной с-мы, доп. блок кузовного оборудования (2);
- F26 – основной блок кузовного оборудования (поворотники);
- F27 – ближний свет фар (1) или – сигналы включения ближнего и дальнего света головной оптики, ПТФ передка, задка (2);
- F28 – сигнал, дополнительно – сигнал включения габаритных огней (2);
- F29 (1) – габаритные огни (перед, зад), дальний свет обеих фар, задний ПТФ, реле сигнала;
- F30 – резерв;
- F31 – приборная доска;
- F32 – центральный блок кузовного оборудования, терминал навигационной с-мы, аудиосистема (мультимедиа), реле розетки багажника, вентилятор с-мы обогрева, панель с-мы кондиционирования (2);
- F33 – прикуриватель;
- F34 – разъем для диагностики;
- F35 – подогрев боковых зеркал;
- F36 – привод боковых зеркал;
- F37 – цепь включения стартера;
- F38 (1) – очиститель лобового стекла;
- F39 (1) – вентилятор с-мы обогрева;
- F40 – резерв;
- F41 (2) – дополнительный блок кузовного оборудования (ДХО правой оптики, габариты передка, ближний свет левой и дальний – правой фар);
- F42 – резерв;
- F43 (2) – дополнительный блок кузовного оборудования (питание всех приборов, идущих за плавким элементом F19);
- F44 – розетка багажника;
- F45 – резерв;
- F46 (2) – доп. блок кузовного оборудования (ПТФ, салонные габаритные огни);
- F47 (2) – доп. блок кузовного оборудования (ДХО левой фары, габариты задка, ближний свет правой и дальний – левой фар);
Как видно, на авто с комплектациями «Топ» и «Люкс» многие приборы запитываются через центральный и дополнительный блоки кузовного оборудования.
Замена перегоревшего предохранителя
Предохранители обеспечивают защиту приборов от перегрузок путем собственного разрушения. При увеличении нагрузки выше установленного значения нить, соединяющая два контакта элемента плавиться. В результате питание на прибор, за который предохранитель отвечает, прекращает подаваться.
Поэтому при отказе какого-либо электрооборудования в первую очередь необходимо проверить целостность. Важно только заранее узнать, под каким номером находится искомый предохранитель и найти его в блоке по схеме.
Заменить перегоревший элемент очень просто – находим его извлекаем (руками – если это блок в моторном отсеке и пинцетом – в салоне). На его место устанавливаем новую деталь с идентичными параметрами.
Некоторые вместо предохранителей с малым значением по силе тока устанавливают более мощные, а то и вовсе пользуются перемычками из проволоки («жучками»). Но так делать не рекомендуется, поскольку в случае резкого возрастания нагрузки предохранитель выдержит и не переправиться, а вот электроприбор может сгореть.